Статьи

На сегодня перед страной стоит задача по достижению целей в рамках стратегии «Информационный Казахстан 2020» для перехода к информационному обществу, обществу с высоким социально-экономическим, политическим и культурным развитием. Это возможно посредством повышения эффективного взаимодействия государственного органа с обществом.

По итогам проведенного опроса среди населения АО «Казконтент» в текущем году 40,5% опрошенных не знают, какие услуги государственные органы оказывают в электронном формате, 34,3% респондентов не знают о существовании интернет-ресурсов государственных органов, 43,9% знают о существовании интернет-ресурсов государственных органов, но не видят необходимости в их использовании. Цифры говорят о низком показателе информированности общества, причиной тому низкая ориентация интернет-ресурсов государственных органов на пользователя, следствием чего существует недоверие со стороны населения.

Ведь возможности, которые открываются перед пользователями и государственными органами в решении повседневных проблем и вопросов значительно оптимизируются посредством ИКТ.

В данной статье рассматриваются возможности единого портала государственных органов в интерпретации мирового опыта для перехода к информационному обществу в аспектах оптимизирования продвижения информации, товаров и услуг. Опираясь на данные ООН, известно, что с 2012 года по 2014 год Казахстану удалось продвинуться на 28 место (+10). С учетом конкурирующих стран как Бахрейн (+18), Уругвай (+24), Андорра (+15), Оман (+16), Армения (+33), Тунис (+28), Азербайджан (+28), Марокко (+38), Ливия (+70) и других государств, вкупе с динамичным ростом ИКТ можно прийти к выводу, что задача вхождение в 25 лидирующих стран по индексу «электронного правительства» ООН усложняется.

Индекс «электронного правительства» по версии ООН измеряется посредством мониторинга www.government.kz и оценкой использования государством Интернета и Всемирной паутины для предоставления информации, товаров и услуг с учетом телекоммуникационного уровня инфраструктуры и развития инфраструктуры человеческих ресурсов.

Составные измерения «Электронного правительства» по версии ООН

Индекс развития глобального электронного государства представляет состояние электронного правительства развития стран-членов ООН. Это составное измерение из способности и готовности государств использовать ИКТ в электронном правительстве для развития.

Государство определяет, как использовать ИКТ и их применения со стороны правительства для предоставления информации и государственных услуг населению посредством интернет-ресурсов. Целью электронного правительства является обеспечение эффективной подачи государственной информации, оказание услуг гражданам, расширение прав и возможностей населения на основе доступа к информации и участие в общественной политике с принятием решений.

Показатели индекса «Электронного правительства» Республики Казахстан

На данный момент по итогам обозрения E-Government ООН из индексируемых 190 стран Казахстан занимает 28 место. Исходя из графика (график 1), становится ясно, что необходима дополнительная работа в усовершенствовании индексов электронного правительства, инфраструктуры и онлайн-услуг.

Низкий индекс инфраструктуры обуславливается количеством пользователей сети Интернет (по данным Комитета по статистике РК 11 млн за 2013 год), который на данный момент составляет 53,5% и количеством абонентов фиксированной телефонной связи, показателем которого отмечается 26%.

Относительно низкий показатель онлайн-услуг объясняется более поздним появлением в казахстанском сегменте сети Интернет критической массы пользователей, по мировым стандартам критическая масса пользователей это пользователи сети Интернет с опытом 3-4 года.

Показатели электронного правительства демонстрируют средний результат. Данное положение можно разъяснить усложненностью контента узкопрофильными текстами, следовательно, не востребованностью контента государственных органов, что является причиной барьера для пользователей. Скорее это следствие неудовлетворенности контентом интернет-ресурсов государственных органов пользователями, что является препятствием для осуществления основных целей государственного органа.

Из вышеуказанных данных следует, что существует проблема подачи всей необходимой информации населению государственными органами из-за неполноты, разрозненности и усложненности формы предоставления данных.

Лидеры по показателям индекса «Электронного правительства»

Из последних данных ООН за 2014 год лидерами по показателям индекса «Электронного правительства» являются Республика Корея, Австралия, Сингапур, Франция и Голландия.

США, Республика Корея, Израиль, Австралия, Канада, Норвегия, Дания, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бельгия и Новая Зеландия являются одними из немногих, кто предоставляет информацию и услуги на едином портале государства.

Вышеуказанные правительства при переходе на единый портал рассматривали главное преимущество, а именно консолидирование всей важной информации на одном источнике. К примеру на интернет-ресурсе Бельгии можно получить обширную информацию об услугах касательно семейных вопросов, юстиции, передвижения, здоровья, окружающей среды, недвижимости, экономики, налогов, образования, трудоустройства и т.д (рисунок 2). Интегрирование информации на одном портале по принципу «одного окна» сокращают потерю времени посетителей за счет поиска по разрозненным информационным системам, что является показателем ориентированности на пользователя.

Если привести в пример США, отмечается структурированность всей важной и необходимой информации, сервисы, государственные подразделения, полезные статьи для граждан, ссылки как, к примеру, кредитные отчеты, поисковик вакансий, дополнения в виде мобильных приложений, глоссарий, адаптированная детская версия сайта и т.д.

Внедрение портального решения дает не только преимущества при работе с информацией, но и повышает качество управления и контроля деятельности государственного органа, снижаются расходы на сопровождение пользователей и администрирование.

Возможность предоставления удобных интерактивных сервисов посетителям позволяет организации не только организовать работу с обращениями граждан, но и способствует формированию образа информационно открытой, доступной государственной власти.

Соединённые Королевства Великобритании и Северной Ирландии с февраля 2012 года предлагают информацию в сферах гражданства, бизнеса, юстиции и т.д. посредством единого портала.

Можно заметить связь между повышением в 2,9 раз индекса за 2012 год (по сравнению с 2010 годом) и запуском единого портала правительства gov.uk.

Рекомендации по развитию единого портала

Национальным порталом Казахстана на сайте ООН по обозрению развития электронного правительства представлен www.government.kz. На данный момент на портале имеются ссылки на официальный сайт Президента, на сайты Парламента и электронного Правительства, так же представлена краткая информация о стратегии «Казахстан 2050», государственных органах и акиматах.

Контент портала не ориентирован на широкую массу пользователей, так как отсутствуют действительно актуальные данные: роль и место в государственной политике, указы и поручения, степень и ход исполнений указов, поручений, стратегий и дорожных карт, перечень услуг, изменения в законодательстве, нет именных указателей структуры правительства.

Исходя из вышеуказанных данных и мирового опыта, в первую очередь, целесообразно наполнить полезным контентом для пользователей данный портал. Как на примере правительственного интернет-ресурса Бельгии, которые разместили на главной странице информацию об услугах первой необходимости, об актуальных вопросах и событиях государства. Так как, по данным портала Электронного правительства 10 самых популярных услуг предоставляются разными государственными органами, что вызывает необходимость концентрации информации об услугах на одном источнике (рисунок 3). Потому что потребности посетителей не ограничиваются услугами одного государственного органа.

Во вторых, важным аспектом является продвижение портала, так как на сегодняшний день оно не осуществляется. Необходимо активизировать продвижение в социальных медиа, потому что на сегодня в Казахстане около 11 млн пользователей сети Интернет, и 64% являются пользователями социальных медиа. Социальные медиа обладают большим потенциалом в продвижении информации и государственной политики.

И ключевым моментом является разработка единого стандарта в стиле интернет-ресурсов www.government.kz и государственных органов, которые так же будет регулировать размещаемый контент (НПА, новости, полезные статьи, топики и т.д). Примером может послужить портал Великобритании или Российской Федерации, где при переходе к подразделениям сохраняется единый стиль (визуальный и контентный) интернет-ресурсов (рисунок 4 и 5).

Единый портал позволит обеспечить эффективную систему государственного управления, доступную информационно-коммуникационную инфраструктуру, создать информационную среду для социально-экономического и культурного развития общества, развить отечественное информационное пространство. Отмечается положительное влияние использования единого портала в передаче всей необходимой и важной информации как авторитетного источника.

Являясь таким  источником, поиск важной информации посредством портала будет оптимизирован в пользу посетителей.